Центр стремится оправдать свое название, стать реальным Центром поддержки новых инициатив, направленных на соцзащиту населения.


О Центре     Александр Пудин    

Новости

12.01.2013

Егор Исаев: "Александр Пудин - народный драматург и писатель"


Жизнь от зыбки до зыбки
Так случилось, что я, будучи секретарем Союза писателей СССР и руководителем семинара поэзии в Литературном институте им. А.М. Горького, в 1977 году набирал семинар молодых поэтов, и среди них оказался Александр Пудин, направленный в институт Союзом писателей Мордовии. Меня сразу подкупила земная простота и искренность его поэтических образов, поэтому он и стал студентом Литинститута и моего поэтического семинара. Уже на 2 курсе у Саши была издана книжка стихов на родном мордовском языке. В название он вынес вопрос «Как живется-можется». Судя по названию и по тому нерву, который обнажал молодой поэт, я понимал, что его увлекает диалогичность в разговоре. И это меня очень порадовало. Значит, его будет увлекать судьба людей и общества. Так оно и вышло. И не удивительно, что он ушел в драматургию. Драматургия –тот жанр, который  не живет описательством. Когда камень закричит и заплачет – это и есть драматургия. Собственно говоря, сама жизнь заключается в драматургии, а не в повествовательности.
 Поработав еще немного  в поэзии (успешно, издавал книжки, печатался в журналах «Молодая гвардия» и «Дружба народов», в «Литературной газете»), А.Пудин переходит на язык драматургии, и уже с первыми пьесами к нему приходит настоящее всесоюзное признание.  
Пьесы «В пустом доме люди», «Анахореты или угол для сирот, «Очаг», составляющие драматическую трилогию, стали широко ставиться в театрах Советского Союза и за рубежом, получать престижные премии и награды.
Дебют молодого мордовского драматурга был настолько ярок, а талант убедителен, что вполне логично, что именно  пудинской пьесой «Анахореты или угол для сирот» в 1989 году открылся в Саранске новый Мордовский национальный театр. Спектакль стал знаменательной страницей в истории молодого театра.
В 1990 году талантливый драматург А. Пудин, пишущий на родном мордовском-мокша и русском языках, был принят в члены Союза писателей СССР. В этом же году известный мордовский литературовед Андрей Алешкин пишет: «Пьесы Александра Пудина  - заметный вклад мордовской литературы в советское драматургическое искусство. Несложные по своей изобразительной фактуре произведения молодого писателя просты по своему художественному решению. Но драматургия Пудина – не упрощенность, это – простота, идущая от сказовых начал национального фольклора – аккумулятора народной мудрости и средоточия многовековых чаяний и надежд народных».
Читая пьесы своего семинариста, я не перестаю радоваться его языку, глубинному знанию жизни. У него жестовый и паузный язык. Язык чрезвычайно плотный. Он мастерски вводит в ткань пьесы образы, которые при всей своей простоте, придают авторскому замыслу истинно народный и философский характер. Меня искренне потрясла зыбка в пьесе «Анахореты», которая была свидетельницей коллективизации, надежд и разочарований главной героини Ольгаки. В первой картине она, будучи крошкой, падает вместе с зыбкой в раскрытый подпол, потому что отец, бывший буденовец и страстный строитель новой жизни, промахнулся ударом и перерубил топором веревку, на которой висела детская колыбелька. А в последней картине зыбка сама становится главным персонажем. Она всплывает в памяти убогого «анахолета», как он сам себя и других сельчан называет, Миньки как последняя радость и надежда. Просьба покалеченного тяжелым бульдозером и умирающего Миньки, просьба «покачать в зыбочке» - это достойная лучшего пера картина.
М и н ь к а . Ольгака, все, пустили меня на муку... Удоблением сколо буду...
О л ь г а к а. Миша, родненький! Как ты, сынок?
М и н ь к а.  Покачай меня...
О л ь г а к а (потрясенная). Как?.. Как тебя покачать, сынок?
М и н ь к а. В зыбочке.
О л ь г а к а (закрывает лицо руками). Господи!.. (Ползет на коленях к красному углу). Никогда не знала, не помнила тебя... Как огня тебя боялась... Услышь меня, Господи!.. Прости, если не так тебя называю...
М и н ь к а. Ольгака... Папка... Умилаю...
Е г о р . Минька! Сынок!.. Погоди...
М и н ь к а. Яковна, покачай...
О л ь г а к а. Плохая, сынок, зыбка-то стала... Никудышная...
М и н ь к а. Холошая... Пойдет... (Егору.). Папка, повесь ее на матицу...
Е г о р  (суетливо). Сейчас, сынок... Хорошо... Сейчас. (Под­вешивает зыбку к потолку.) Качайся... Только смотри, не упади...
М и н ь к а. Не упаду... Ольгака, качай...
  О л ь г а к а    берется за веревку и начинает ее тихонько раскачи­вать.
Аха... Вот и холошо... А ты, папка, пой...
 Е  г о р . Чего, сынок, спеть тебе?   «Как родная меня мать...»?
М и н ь к а (качает головой). Не-ет... Длугую, папка... 
 Е г о р. Какую же?.. «Не плачь, девчонка..»?
М и н ь к а. Спой, какую дед, бывало, пел...
Е г о  р. «Савкиного Павлика»?
М и н ь к а. Ее... А я послушаю — и умлу...
                   Е г о р,   прикрывая ладонью рот, плачет.
Чего же ты?.. Пой, пой, папка... А ты, Яковна, качай...
  Е г о р     садится к  М и н ь к и н о м у   изголовью, гладит его по голове, закрывает глаза и старым, дрожащим голосом запевает:
«Савкин Павлик — сердитый дьяволенок,
 сердитый дьяволенок — чистый шайтанчик...
Матерью мать свою Павел не зовет,
 к отцу «батюшка» не обращается,
с родной женушкой не разговаривает»...
Старая мордовская песня, ветхая зыбка, медленно поднимающая умирающего героя вверх (конечно, к небу) – это новое обретение старой истины, тот двадцать пятый час, когда раздвигаются горизонты времени и памяти, когда наступает просветление души, а человек перестает быть простым смертным.
Во всех своих пьесах А.Пудин выступает как защитник и певец народной традиции, некоего нравственного закона, который человек получает от своих предков как  самое бесценное наследство. Но драматург выбирает тот момент и час жизни, когда герой обнаруживает внутри себя пустоту и разлад - и начинается мучительный поиск истины, возвращение к истоку, к колыбели, к зыбке.
Александр Пудин искренне болеет жизнью. Болью и радостью жизни.
Всего драматургом написано более 50 оригинальных пьес. В 2007 году вышло в свет 3-х томное собрание пьес А.Пудина. Это исключительный случай в истории современной отечественной драматургии, учитывая тот факт, что сочинения принадлежат писателю, находящемуся в расцвете сил, лет и таланта.
Заслуженный деятель искусств России, заслуженный писатель Мордовской ССР, лауреат премии города Москвы, лауреат Государственных премий Мордовии Александр Пудин – действительно крупный драматург, писатель, общественный деятель. 16  января 2013 года ему исполняется 55 лет, а это самое время продолжить свой  человеческий и литературный путь. И что не менее важно, Саня, Александр Иванович - человек  хороший, душевный. Я горжусь, что у меня есть такой ученик и друг.
Егор Исаев,
лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда



« вернуться

© Copyright 2007
СоцИнФорум
О Центре     Александр Пудин